В жизни каждой семьи могут возникать сложные моменты: моменты взаимного непонимания, ситуации конфликтов между взрослыми и детьми. Чаще всего внешними проявлениями назревших проблем являются учебные неудачи ребёнка. Но, зачастую, это всего лишь видимая часть айсберга существующего, в основе которого могут лежать внутрисемейные проблемы и конфликты несоответствия между представлениями и требованиями родителей к созданному ими образу ребёнка и фактическими успехами детей.
Вы уже оказались в такой ситуации?
Даже если Вы скептически думаете, что уж Вас то не коснутся подобные проблемы, то и в этом случае Вам будут полезны советы и рекомендации одного из самых опытных школьных психологов Саратова Базановой Ирины Валентиновны.
Страница психолога
Памятка для родителей
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс длительный, мгновенных результатов ждать не приходится. Если дочь или сын не оправдывает Ваших ожиданий – не срывайте на них свой гнев. Подумайте, что Вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого»
Так не бывает, чтобы ребенок одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые люди на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты?». Зато Ваш ребенок лучше всех клеит бумажные кораблики и разбирается в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь Вас не переполняет обидой сообщение о том, что ваш ровесник президент Уганды награждѐн очередным орденом? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойдѐнно играет на скрипочке», происходит в присутствии Вашего ребѐнка – найдите, за что его похвалить!
3. Перестаньте шантажировать
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок капризничает в магазине, грубо при Вас ответил другому взрослому), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Часто родителям необходимы знания по ликвидации самых распространённых и тяжелых психологических проблем, мешающих учёбе детей:
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.
Подробнее о развитии внимания читайте здесь...
Игры на развитие различного вида внимания. Читайте здесь ...
"Телефон", "Муха", "Ладошки" и другие упражнения для развития внимания у младших школьников читайте здесь ...
Наиболее сложным считается подростковый возраст человека.
Особенностями данного периода взросления считаются проблемы, связанные с тем, что:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- стремится ощущать себя в роли взрослого человека.
Как помочь подростку в это время?
Памятку о воспитании подростка читайте здесь...
Рекомендации психолога по общению с подростками:
1. Уметь выслушивать подростка.
2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений, постараться изолировать его от лидера группы.
3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
У детей есть свои права, которые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот международный документ, создает условия для развития и образования детей.
По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обязанности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает!
"Права и обязанности несовершеннолетних" читайте здесь...
Полезные статьи
О внутренних конфликтах подросткового возраста читайте здесь ...
О международных зимних праздниках доброты читайте здесь...
Размышления к дню святого Валентина читайте здесь...
Рекомендации как победить хандру читайте здесь...
Рекомендации психолога по типам конфликтов между родителями и детьми читайте здесь...
Рекомендации психолога "Психологические особенности подросткового возраста" читайте здесь...
Рекомендации психологов по адаптации детей к школе читайте здесь ...
Рекомендации психолога для подготовке к экзаменам по развитию памяти читайте здесь...
Рекомендации психолога родителям при подготовке детей к экзаменам читайте здесь ...
Рекомендации психолога для учителей при подготовке к экзаменам читайте здесь ...
Рекомендации психолога для выпускников читайте здесь...
Рекомендации психолога: летние каникулы читайте здесь...
Рекомендации психолога по теме "Дети и деньги" читайте здесь...
Правила безопасности для детей и подростков читайте здесь...
Тревожные дети: что делать родителям? читайте здесь...
Памятка "Родителям о профилактике кризисных состояний у детей и подростков" читайте здесь...
Как реагировать на неадекватное поведение чужого ребенка читайте здесь...
Профессиональное самоопределение подростка читайте здесь...
Как пережить "удаленку"? Советы детям, родителям и учителям при дистанционной форме обучения читайте здесь...
Советы психолога: как сохранить эмоциональное равновесие себе и близким читайте здесь...
Советы психолога родителям: домашний режим по новым правилам читайте здесь...
Советы психолога родителям: как разговаривать с детьми о самоизоляции читайте здесь...