МАОУ "Гимназия № 3" Фрунзенского района г. Саратова
Фрунзенский район г. Саратова Саратовской области
  • Страница психолога

     В жизни каждой семьи могут возникать сложные моменты: моменты взаимного непонимания, ситуации конфликтов между взрослыми и детьми. Чаще всего внешними проявлениями назревших  проблем являются  учебные неудачи ребёнка. Но, зачастую, это всего лишь видимая часть айсберга существующего, в основе которого могут лежать внутрисемейные проблемы и конфликты несоответствия между представлениями и требованиями родителей к созданному ими образу ребёнка и фактическими успехами детей.
       Вы уже оказались в такой ситуации? 
      Даже если Вы скептически думаете, что уж Вас то не коснутся подобные проблемы, то и в этом случае Вам будут полезны советы и рекомендации одного из самых опытных школьных психологов Саратова  Базановой Ирины Валентиновны.

    Памятка для родителей 

    Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс длительный, мгновенных результатов ждать не приходится. Если дочь или сын не оправдывает Ваших ожиданий – не срывайте на них свой гнев. Подумайте, что Вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась. 

    1. Не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого»

    Так не бывает, чтобы ребенок одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые люди на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты?». Зато Ваш ребенок лучше всех клеит бумажные кораблики и разбирается  в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

    2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми

    Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь Вас не переполняет обидой сообщение о том, что ваш ровесник президент Уганды награждѐн очередным орденом? Если разговор о том, что «Мишенька из второго подъезда непревзойдѐнно играет на скрипочке», происходит в присутствии Вашего ребѐнка – найдите, за что его похвалить!

    3. Перестаньте шантажировать

    Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, называется шантаж. Самая нечестная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

    4. Избегайте свидетелей

    Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок капризничает в магазине, грубо при Вас ответил другому взрослому), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера. 

       Часто родителям необходимы знания по ликвидации самых распространённых и тяжелых психологических проблем, мешающих учёбе детей:
    Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.

    Подробнее о развитии внимания  читайте здесь...

    Игры на развитие различного вида внимания. Читайте здесь ...

     "Телефон", "Муха", "Ладошки" и другие упражнения для развития внимания у младших школьников читайте здесь ...

     Наиболее сложным считается подростковый возраст человека.  

       Особенностями данного периода взросления считаются проблемы, связанные с тем, что: 

    - ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;

    - примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

    - вступает в первые романтические отношения;

    - стремится ощущать себя в роли взрослого человека. 

    Как помочь подростку в это время?  

    Памятку о воспитании подростка читайте здесь...

    Рекомендации психолога по общению с подростками:

    1.     Уметь выслушивать подростка.

    2.     Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.

    3.     Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).

    4.     Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.

    5.     Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.

    6.     Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.

    7.     На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.

    8.     Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.

    9.     Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

    10.   Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.

    11.   Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.

    12.   Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.

    13.   Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.

    14.   Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.

    15.   В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены. 


     

    У детей есть свои права, кото­рые зафиксированы в Конвенции ООН о правах ребенка. Наше государство, реализуя этот меж­дународный документ, создает условия для развития и образования детей.

    По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, приобретаете новые права, у вас появляются обя­занности и ответственность. Прав без обязанностей в обществе не бывает!   

    "Права и обязанности несовершеннолетних" читайте здесь...

    Полезные статьи

    О внутренних конфликтах подросткового возраста читайте здесь ...

    О международных зимних праздниках доброты читайте здесь...

    Размышления к дню святого Валентина читайте здесь...

    Рекомендации как победить хандру читайте здесь...

    Рекомендации психолога по типам конфликтов между родителями и детьми читайте здесь...

    Рекомендации психолога "Психологические особенности подросткового возраста" читайте здесь... 

    Рекомендации психологов по адаптации детей к школе читайте здесь ...

    Рекомендации психолога для подготовке к экзаменам по развитию памяти    читайте здесь... 

    Рекомендации психолога родителям при подготовке детей к экзаменам читайте здесь ...

    Рекомендации психолога для учителей при подготовке к экзаменам читайте здесь ...

    Рекомендации психолога для выпускников читайте здесь...

    Рекомендации психолога: летние каникулы читайте здесь...  

    Рекомендации психолога по теме "Дети и деньги"  читайте здесь...  

    Правила безопасности для детей и подростков читайте здесь... 

    Тревожные дети: что делать родителям? читайте здесь...

    Памятка "Родителям о профилактике кризисных состояний у детей и подростков" читайте здесь...

    Как реагировать на неадекватное поведение чужого ребенка читайте здесь... 

    Профессиональное самоопределение подростка читайте здесь... 

    Как пережить "удаленку"? Советы детям, родителям и учителям при дистанционной форме обучения читайте здесь...

    Советы психолога: как сохранить эмоциональное равновесие себе и близким читайте здесь...

    Советы психолога родителям: домашний режим по новым правилам читайте здесь...

    Советы психолога родителям: как разговаривать с детьми о самоизоляции читайте здесь...

    Материалы заседаний городского методического объединения  психологов

    Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога pdf

    Рекомендации, позволяющие снизить  количество интернет рисков у ваших детей pdf

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie