МАОУ "Гимназия № 3" Фрунзенского района г. Саратова
Фрунзенский район г. Саратова Саратовской области
  • Функциональная грамотность

    Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Цель проекта – обеспечить информационно-методическую, научную поддержку региональных систем образования по формированию функциональной грамотности школьников.

    грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Виды функциональной грамотности

    *
    Читательская грамотность

    способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    Естественнонаучная грамотность​ способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
    Математическая грамотность​

    способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    Финансовая грамотность​ совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    Креативное мышление

    способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

    Федеральные нормативные документы

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

    Приказ Рособрнадзора от 21.12.2023 №2160 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2024 году»

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

    ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях»

    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

    Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

    Региональные нормативные документы

    Муниципальные нормативные документы

    Приказ председателя комитета по образованию от 27.12.2023 №906 «Об организации проведения мониторинга качества подготовки обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального образования «Город Саратов» в форме всероссийских проверочных работ в 2024 году»

    Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 №719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023/2024 учебный год»

    Приказ председателя комитета по образованию от 5 августа 2022 года № 374 «О мерах в рамках реализации регионального управленческого цикла оценки механизмов управления качеством образования в муниципальном образовании «Город Саратов», стр. 3-4, 16, 32-33

    Приказ председателя комитета по образованию от 30 ноября 2021 года № 690 "Об организации подготовки и проведения мероприятий по оценке качества образования на территории муниципального образования «Город Саратов» в 2021/2022 учебном году", стр. 1, 8

    Школьные нормативные документы

    Учебным планом МАОУ «Гимназия №3» предусмотрено:

    - обучение основам финансовой грамотности:

    со 2 по 4 класс учащиеся осваивают основные экономические термины, изучают историю и роль денег в семейной жизни в рамках внеурочной деятельности на кружке «Азбука финансовой грамотности»;
    учащиеся 5-6 классов развивают экономический образ мышления, ответственность и нравственное поведение в области финансовых отношений в семье и обществе на уроках «Финансовая грамотность».

    - обучение читательской грамотности

    учащиеся 5-6 классы развивают читательскую грамотность в рамках внеурочной деятельности
    - на занятиях кружка по английскому языку «Пишем грамотно»,

    - на занятиях кружка по литературе «Читательская грамотность»

    учащиеся 5-6 классы учатся  мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах на занятиях кружка  математической грамотности в рамках внеурочной деятельности

    Информационные и методические материалы

    информационные материалы

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - сайт "ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской Академии образования";

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) - сайт "ФГБНУ  Федеральный институт педагогических измерений";

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - сайт "Российская электронная школа";

    Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA  - сайт "ПРОСВЕЩЕНИЕ";

    Лаборатория функциональной грамотности - сайт  "Корпорация "Российский учебник"

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    7. Издательство «Просвещение»

    8. Банк тестов

    9. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    10. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    Электронный банк заданий по читательской грамотности 

    Электронный банк заданий по математической грамотности 

    Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

    Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

    Электронный банк заданий по креативному мышлению

    Примеры заданий по математической грамотности

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie